Обманщики и не обманщики или где живёт справедливость?

Безымянный 8Обманщики и необманщики, можно ли себе представить деление людей на эти две категории. Легко. Это, мол, предусмотрено природой. Всегда найдётся тот, кто хочет соврать, обмануть, вывернуться и всегда найдётся тот, кто в это поверит, пожалеет и пустит в гости переночевать по доброте душевной. Поэтому будем считать, что наличие тех и других в обществе – есть общечеловеческая норма.
Как давно эта норма существует? Думаю, что бесконечно давно. (Ранее она, эта норма, была не так чувствительна, актуальна, но с приходом информации посредством интернета до каждого гражданина Планеты, стала главенствующей.) Называется она: двойные стандарты – это в политике и бизнесом – это в экономике, религией – это в духовной сфере и конституцией – в социальной сфере.
Откуда это идёт, из каких глубин природы появляется это неравенство: обманщики и не обманщики? Ведь если даже религия появившаяся на свет 20 тысяч лет назад уже констатировала факт неравенства, призывая к покорности долготерпению перед всевышним, а самое главное перед его представителями на Земле. И, что удивительно, люди ведь приняли этот постулат к действию и действительно разделились на рабов и рабовладельцев, что мы наблюдаем повсеместно по сей день. Действительно, сегодня власть имущих только усиливает свои позиции, а холопы, как угнетённая часть, обязаны только работать, работать без прав, работать как в тюремном лагере, без какого-либо права высказать свои претензии.
(Можно констатировать что обманщики в своём искусстве обмана постоянно совершенствуются, идут в ногу со временем и не допускают возможности дать обществу их оценить, как мошенников, воров, бандитов.)
Вернёмся в доисторические времена. Во времена до Библии. Когда человек, ещё будучи дикарём, самосовершенствовался и преобразовывался постепенно в человека. Именно тогда уже человек имел в себе хитрости, чтобы обмануть дикое животное — поймать его и съесть. А когда не было этих животных, то съедал своих соплеменников, конечно более слабых, чем он сам. Здесь везде был нужен обман, и это была основная функция человека, чтобы выжить в тех условиях. Шло развитие человека и стал появляться человеческий гуманизм, шло приручению части животных в домашний скот. Стало появляться добро. И с помощью добра человек возвысился на собой, и стал Человеком. Появились орудия труда и одновременно появилось и неравенство: лёгкий труд — тяжёлый труд, обман и согласие с обманом. Так человек, как раб природы, раб голода и стихии, стал постепенно рабом своего труда и обмана от своего окружения (затем эта категория людей стала элитой и властью). Можно сказать, что такое рабство получилось само, эволюционно, потому что человеческий ум того времени не имел достаточного развития для обеспечения гарантированной собственной продовольственной, энергетической и телесной безопасности. Так, тысячи лет, добро и обман шли рука об руку и совершенствовали себя в своей Природе.
Но сегодня то, время другое. Сегодня все безопасности гарантированы Научно-техническим прогрессом. Сегодня можно вроде жить спокойно и не бояться умереть от голода или холода, от отсутствия знаний навыков и сырья. Ан, нет. По прежнему одни уничтожают других прежде всего обманом, а затем физически и сеют тем самым страх. Зачем?
Обман – способ лёгкой наживы, этакая технология стать богатым, стать быстро богатым, стать быстрее всех богатым. Своего рода спорт. «Не обманёшь – не проживёшь». И этот простой способ стать миллиардером требует защиты, вот отсюда и стрельба, и «законы», и попирания человеческих норм общежития. Именно отсюда произрастает мировой обман, отсюда произрастает и его противоположность — борьба с ним.
Два полюса человеческой натуры: обман и не желание согласиться с этим обманом. До тех пор пока индивид не согласен с обманом, то это «что-то» (как объект) не справедливо, как только принял обман, как должное, то оно, это «что-то», стало справедливостью. Чувство справедливости – это отторжения обмана, которое человек воспринимает «кожей», если можно так сказать. Поэтому часто человек не может объяснить, как его обманули конкретно, но он чувствует этот обман и говорит, что поступили с ним не справедливо.
Справедливость — это конечно оценка (справедливо-несправедливо), но совсем не та, что за учёбу: удовлетворительно – неудовлетворительно. В учёбе есть конкретный ответ, точность ответа, и оценка определяется его правильностью. При оценке на справедливость ответ субъективен и, мало того, может идти в разрез общим нормам и порядку в данное время и на данном месте.
Справедливость, как оценка, очень нужна обществу, и вот здесь и сталкиваются интересы человека, как потребителя, с бизнесом и властью. Если есть корысть, то человек быстро меняет своё суждение о справедливости в ту или иную сторону. И тут справедливость становится разменной монетой в руках мошенников и воров. Власть и бизнес соединившись, искажают оценку и навязывают её обществу как верную и обоснованную, не дают человеку эту оценку осмыслить и переоценить. Азарт быстро разбогатеть на несправедливости, легко разбогатеть, мол никто и не заподозрит, приводит чиновников и бюрократов в этот бизнес. В бизнес с названием власть.
Именно сама оценка в категории справедливо-несправедливо даёт возможность существовать власти как таковой. Имея эту оценку Человек ищет защиту у Власти (находит её или не находит – это потом), но она в свою очередь пользуется этим и «мудрит». Именно от этого власть в целом становится не справедливой.
Как же сохранить власть, как инструмент, и создать к ней чувство справедливости? Ответ сложен, но если попроще, то он лежит в плоскости единства морали и права. Если власть имеет мораль, то она имеет и право, если морали нет, то и право у такой власти должно быть изъято.